×

В одной из библейских книг — Псалтири — мы встречаем такие слова: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (Пс. 89: 10). Для человека вопрос о болезнях всегда был актуальным. Почему мы болеем? Есть ли смысл в терпении физических страданий при болезни? Имеют ли телесные болезни значение для духовной жизни человека?


«Бог не сотворил смерти…»
Священное Писание свидетельствует, что Бог сотворил мир совершенным: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). На церковнославянском языке «хорошо весьма» звучит «добро зело», что еще более подчеркивает мысль об идеальности мира. Человек — высшее творение Божие — тоже был создан совершенным. Об этом также говорит Библия: «я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7: 29). Следует отметить, что совершенство человека подразумевало отсутствие болезней и смерти: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1: 13) и «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).

Болезни — следствие греха первых людей на Земле

Однако «завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2: 24). Грехопадение первых на Земле людей — Адама и Евы — привело к тяжелым последствиям. Догматическое «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» отмечает, что следствиями этого грехопадения стали «изнурительные труды, скорби, телесные немощи, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок — телесная смерть».
Таким образом, болезни — следствие грехопадения, сознательного нарушения человеком первозданного совершенства. Их не было до грехопадения и не будет в Царствии Божием: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4). В жизни мы можем видеть свидетельства того, что наши страсти, укоренившиеся греховные, разрушительные привычки приводят к телесным заболеваниям. У алкоголиков — свои болезни, у курильщиков — свои, у блудников — свои и т. д. Человек годами уничтожает свой организм, тысячелетиями — свою планету, неудивительно, что при этом он испытывает трудности со здоровьем и имеет экологические проблемы. Еще в Ветхом Завете Бог, указывая на связь греховной жизни человека с его телесным здоровьем, через пророка Иеремию говорит: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).
Понятны нам и слова Христа, обращенные к исцеленному Им: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Отцы Церкви о болезнях
Преподобный Ефрем Сирин утверждает: «Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость». «Неужели все болезни от грехов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», — говорит святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «...дано мне жало в плоть... удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12: 7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь в смысле испытания, дающего возможность духовно совершенствоваться. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Праведных постигают бедствия для возрастания их в добродетели, а грешных, как неисцелимо больных — для наказания и мучения, чтобы обратить их к иной жизни».
Таким образом, отцы Церкви не считали болезнь местью или наказанием за грехи, а призывом и средством к их исправлению. В этом смысле мы и понимаем слова Священного Писания: «Кого любит Господь, того наказывает» (Притч. 3: 12).

Почему болеют дети?
Непростой является тема болезни детей. Насколько справедливо мнение, что детские болезни — наказание Божие за грехи родителей? Обратим внимание, что над этим вопросом размышляли и ученики Спасителя, когда спрашивали Его о слепорожденном: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9: 2).
Действительно, в Ветхом Завете несколько раз встречаются выражения: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх. 20: 5; Втор. 5: 9). Однако следует отметить два важных момента.
Во-первых, эти слова Бога обращены к евреям, которые только что вышли из египетского плена. Господь предвидел, что сердце народа еще долго будет уклоняться в идолопоклонство. Поэтому и сопроводил Свои заповеди такими строгими наставлениями, а сами евреи еще 40 лет странствовали по пустыне, прежде чем вошли в обетованную землю. Нигде больше такие грозные слова в Библии не повторяются.
Во-вторых, в более поздние исторические времена у ветхозаветных пророков мы встречаем иную точку зрения. Так, Бог через пророка Иезекииля говорит: «зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле» (Иез. 18: 2-3). И далее спрашивает: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 19-20). Пророк Иеремия поясняет: «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 30).
Один из современных богословов для объяснения причин болезни детей прибегает к аналогии. Ее суть такова. Организм человека, в случае отравления, испытывает недомогание, болеет. При этом в первую очередь страдают самые незащищенные органы, например желудок, почки, печень. Семья являет собою единый организм — родители и дети объединены невидимой, но реальной духовной связью. Когда родители грешат, они отравляют этот духовный организм. И тогда дети, будучи нежными духовными органами семейного единства, принимают удар греховной «интоксикации» на себя. Есть и еще один аспект: болезнь детей может привести их родителей к вере. Возможны и другие пути Промысла Божия. Ведь неслучайно при исцелении слепорожденного Господь сказал: «не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3).

Здоровье или здравие?
Следует отметить, что с христианской точки зрения телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное или «здравие». При отсутствии у человека христианского мировоззрения телесное здоровье может оказаться гибельным для души. Это связано с тем, что некоторые заповеди легче нарушать, будучи здоровым, а не больным. Безусловно, телесное здоровье благо, и мы призваны его беречь. Ветхозаветный мудрец советует нам: «…прежде болезни заботься о себе» (Сир. 19: 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, потому что может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.

Чем помочь больному человеку?
Церковь всегда предлагает свою помощь человеку, находящемуся в болезни.
Одним из главных средств лечения болезни является Tаинство Евхаристии — Причащение Тела и Крови Христовых. Смысл этого священнодействия — в единении человека с Богом, освящении его духовного и телесного начал. Важно заметить, что верующий должен приступать к Причастию с просьбой, чтобы оно совершилось «во исцеление души и тела». По традиции, это Таинство предваряется Исповедью, благодаря которой человек примиряется с Богом и ближними.
Особо следует отметить Таинство Елеосвящения, или Соборования, которое специально совершается над больным человеком с молитвой о его выздоровлении. Основанием для этого Таинства является свидетельство Священного Писания, что апостолы «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).
Человек, которого постигла болезнь, должен прибегать к молитве об исцелении, но не менее важна и молитвенная забота о нем со стороны близких. Праведный Иоанн Кронштадтский замечает, что «в болезни, и вообще в немощи телесной, равно и в скорби, человек не может поначалу гореть к Богу верой и любовью, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца». Поэтому обязанность молитвы ложится на родных и близких больного. По просьбе верующих, в храмах часто совершаются молебны «о болящих», в чине общественного богослужения есть особые прошения и молитвы за больного человека.
В завершение нашей статьи приведем слова известного богослова протоиерея Фомы Хопко: «Если мы несем свои немощи праведно, мужественно и терпеливо, с верой, надеждой и даже радостью, то становимся величайшими свидетелями Божия спасения в этом мире. Ничто не может сравниться с таким терпением, ибо прославление Бога в страдании и немощи есть наибольшее из всех приношений, которое только человек может сотворить из своей жизни на земле».

Подготовил протоиерей Николай Баранов
  • Благочинний храмів Білогородського округу Київської єпархії протоієрей Вячеслав Лазорик
  • тел. +38(097)-68-23-569
  • xram.com.ua@gmail.com
  • Богослужіння звершуються у Свято-Миколаївському храмі села Білогородка (Хутір Дальній яр, вул Лебедина 11)
  • від ст. м "Академмістечко" маршрут №796 "Київ-Боярка"
  • від ст. м "Виставковий центр" маршрут №374 "Київ-Білогородка"