×

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. Шел третий век христианства. Насаждавшая язычество римская власть, усиливала гонения на исповедников Христовой веры. В потаенных покоях своего дома родители святого Димитрия устроили домовую церковь, где мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. После смерти отца, когда Димитрий достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

На молодого воеводу были возложены две первостепенные задачи. Первая — защищать город от набегов варваров (следует заметить, что среди угрожавших римлянам племен варваров значительное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове; существует даже мнение, что родители святого Димитрия были славянского происхождения). Вторая — истребить христиан и уничтожить их учение. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Назначая Димитрия проконсулом, император и не подозревал, какую широкую стезю для исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники, где сразу же по возвращении исповедал пред всеми Господа Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель жития святого, Симеон Метафраст, говорит, что в своей учительной ревности он стал для Фессалоник «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу его не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император, преисполненный желания расправиться с солунскими христианами, решил вести армию через Фессалоники. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Когда император вошел в город и призвал к себе Димитрия, тот смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, но Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя его в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша-христиани, по имени Нестор, ученик святого Димитрия, пришел в темницу к своему наставнику и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению и молитвам святого угодника Димитрия Нестор одолел свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов — так же, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный император приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель Димитрия Лупп собрал на полотенце кровь своего господина, снял с его пальца императорский перстень — знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных, за что император повелел схватить и умертвить его. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306–337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, вследствие чего святой получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки перенести его святые мощи или их частицы в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к Солуни славяне-язычники видели обходившего стены и внушавшего им ужас светлого юношу, который своим грозным видом прогонял полчища варваров. Может быть, поэтому греки считали святого Димитрия по преимуществу славянским святым. Как бы то ни было, имя святого Димитрия Солунского стало особенно почитататься в славянских народах после просвещения их светом евангельской истины. Первые же страницы русской летописи, по предуказанию Божию, связаны с именем святого великомученика Димитрия Солунского. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». С конца века, сразу после Владимирова Крещения, началось и церковное почитание святого великомученика Димитрия на Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайловский Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в крещении Димитрием (†1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского, назвавшего старшего сына своего в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский (†1303), воздвиг в 1280-х годах в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, храм этот был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия.

В духовном опыте Русской Православной Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Отечества и Церкви, великого князя Димитрия Донского (†1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого.Князь Димитрий был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.

Святой великомученик Димитрий Солунский весьма почитается и на Украине. Действующие храмы, освященные во имя святого, имеются практически во всех епархиях Украинской Православной Церкви. Только в столице таких храмов несколько. Так, в Киевском Введенском мужском монастыре в нижнем этаже Введенской церкви находится полюбившийся многим киевлянам храм, освященный во имя святого в 1879 году. Святому Димитрию посвящена и самая старая деревянная церковь, сохранившаяся на территории Киева (в Жулянах). Первоначально Димитриевская церковь на этом месте была сооружена в 1715 г. монахами Софийского монастыря, которому до 1787 года принадлежало село Жуляны. В 1847 году «по тесноте и ветхости» она была разобрана, и там же за счет казны построена новая, тоже деревянная, небольшая с луковичным куполом церковь, сгоревшая от молнии в 1859 году. Существующая доныне деревянная церковь святого Димитрия сооружена вскоре после пожара ее предшественницы.
В 1936 году постановлением Киевского горсовета церковь была закрыта, колокола сняты, иконы частично уничтожены (часть из них спасли прихожане). В церкви был устроен колхозный склад. Осенью 1941 года, при нацистской оккупации, в храме был сделан ремонт, и возобновилась служба Божия. С того времени храм действует.

На иконах святой великомученик Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке обычно пишут молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

  • Благочинний храмів Білогородського округу Київської єпархії протоієрей Вячеслав Лазорик
  • тел. +38(097)-68-23-569
  • xram.com.ua@gmail.com
  • Богослужіння звершуються у Свято-Миколаївському храмі села Білогородка (Хутір Дальній яр, вул Лебедина 11)
  • від ст. м "Академмістечко" маршрут №796 "Київ-Боярка"
  • від ст. м "Виставковий центр" маршрут №374 "Київ-Білогородка"